От сердца к сердцу / «Хабаровские вести» 21. 03. 2008 / интервью с Людмилой Романенко / Наталья Ангарская

Актеры – удивительные люди. Они, как и их профессия, окружены тайной, к которой можно приблизиться, но разгадать ее невозможно. Они и сами не знают, как умудряются проживать жизнь других людей, оставаясь при этом собой. Они дарят радость и праздник, всякий раз обнажая душу, доверяясь сначала режиссеру, а потом зрителю, но всегда хотят, чтобы их услышали и поняли. Они верят в волшебную силу театра, но не могут объяснить, как и откуда появляется эта мечта – быть артистом. И артистка Хабаровского краевого театра драмы Людмила Романенко с детства знала, что в ее жизни будет только сцена, но почему?..

- Люся, а если бы ты не стала актрисой, кем бы ты могла быть?

- Только актрисой и никем другим! Да ни о чем больше я никогда и не думала. Я с детства помню эти ощущения: со сцены стихи читаешь, а людям не просто стихи нравятся, им интересна ты сама. И себе я становилась интересней, хотя и удивлялась, что я такого необычного делаю, что зал меня слушает? Тогда на многие вопросы я не знала ответы. А когда стала студенткой актерского факультета Дальневосточного института искусств, жизнь вокруг казалась уже другой и такого наива, как в детстве, уже не было. Но и не было какой-то пробивной силы или наглости, а внутренняя уверенность была. А когда кроме этой уверенности что-то еще проснулось, в институте дневала и ночевала, и уже приходило понимание, что профессию я себе выбрала трудную, а значит, и жизнь будет непростая.

- Надеюсь, не приходилось жалеть о выбранной профессии?

- Нет, что ты! Переживать приходилось, а жалеть себя – нет. Это мой единственный театр в жизни, надеюсь, он им и останется. Только здесь, набивая шишки, до конца поняла что такое моя профессия. Аплодисменты и цветы всегда приятны, как оценка работы, но никто никогда не знает, как артисты к этому идут. И не надо, это должно оставаться тайной для всех. Да мы и сами зачастую не знаем, как приходим к нужному результату. Для меня важен сам репетиционный процесс, когда пробуешь, ошибаешься и опять пробуешь. А зритель видит только результат моих мучений и это правильно. Помню, одна из самых первых ролей в театре была роль жены графа Муравьева-Амурского в спектакле «Амурские версты». И роль небольшая, но отсутствие опыта сказывалось. А рядом блистательные артисты – Виктор Михайлов и Мирослав Кацель - и они все понимают, а ты хочешь тоже себя показать, но еще не можешь.

- И сколько ролей ты сыграла?

- Я никогда не считала, хотя любила каждую роль, иначе нельзя. Да и не в количестве дело. Да, сегодня я могу похвастаться, что у меня есть Раневская в «Вишневом саде» А. Чехова, Кручинина в «Без вины виноватые» А. Островского, люблю Цейтл в «Поминальной молитве» Г. Горина. Когда-то режиссер Олег Матвеев мне очень помог, взяв в свой спектакль «Белая стена», который мы играли на малой сцене. Репетиции проходили этюдным методом, в котором будто моделировались характеры наших героев, а на спектакле – зрители рядом. Вот тогда, наверное, я впервые почувствовала, что такое работать от своего сердца к сердцам тех, кто сидит перед тобой так близко, и что такое отдавать свою энергию, чтобы наполниться зрительской. Тогда, думаю, я научилась чувствовать зрительный зал. Вспоминается работа с Александром Мещеряковым – я была занята в его спектаклях «Чума на оба ваши дома» и «Полонез Огинского». Он был очень интересный человек, ищущий режиссер, и вместе с ним мы жили какими-то его ощущениями мира, искусства. А сейчас мне хочется играть разноплановые роли, характерные, конечно, в хорошей драматургии и с разными режиссерами. Я получила истинное удовольствие, когда репетировала роль Коровы в спектакле «Очень простая история» с режиссером Олегом Белинским. И теперь с удовольствием играю. Чувствую, как зрителям симпатична моя Корова, такая молодая и любознательная, она так хорошо выписана, а я постаралась ее наполнить, «очеловечить», что ли.

В последней премьере нашего театра «Стакан воды» мне моя Королева тоже нравится, в этой роли есть, что играть. Режиссер Станислав Таюшев предложил играть не классическую царственную особу, а немного кукольную, капризную. И мне это понравилось. Кстати, когда-то именно Таюшев взял меня в этот театр, но вскоре уехал, и работать с ним мне довелось только сейчас.

Мне с ним работать легко, вероятно, потому, что он дает возможность ощутить себя сотворцом спектакля, он идет от актера и ему доверяет. К тому же, когда рядом замечательные партнеры Света Царик, Женя Монолатий, то все становится намного интереснее. И зритель это всегда замечает. И плачет зритель или смеется, уже неважно. Важно, что мы вместе создаем то, что называется особой магией театра.

- Каким бы ты хотела видеть свой театр в будущем?

- Очень бы хотелось, не нарушая традиций театра, быть причастной к его развитию. Конечно, хочется работать с разными режиссерами, которые в каждом из нас увидят какие-то новые грани, хочется, чтобы мы не только радовали зрителей своими спектаклями, но и по-хорошему удивляли, хочется восторга в душе. И понимаю, что это зависит от каждого из нас. И от наших близких в том числе. Я благодарна своей семье за то, что они многое мне прощают, прекрасно понимают все трудности моей профессии. Иногда хочется просто отдохнуть, но артисту без работы нельзя. Я счастлива только тогда, когда у меня есть роли, спектакли и зрители.

Наталья Ангарская, зав. литературной частью театра

«Хабаровские вести» 21. 03. 08



Информация опубликована: 24.11.2010 23:11

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.